Журнал "Трамвай" №91-05

Старый диван

Марк Шварц

Пружина лопнула.
Когда я прыгнул в море, то есть с подоконника на диван, она взвизгнула, прошибла кожу и, угрожающе раскачиваясь, остановилась перед моим носом. На мое счастье мама уехала к тете Лене.
Папа долго вправлял пружину, прикручивал, привязывал, а она бешено вырывалась и пищала. Наконец папа победно хмыкнул и стал зашивать кожу.
Потом он снял гитару и мы запели пиратские песни. У него низкий громкий голос - бас. Папа пел, вращал глазами и хохотал, как настоящий пират. Было весело и даже немного жутко.
По профессии папа - актер, а по специальности - злодей. И какую бы пьесу ни ставили у них в детском театре, ему всегда достаются бармалеи, бандиты и шпионы. Я даже в школе не говорю, где папа работает, и особенно - кем, а то задразнят.
Однажды, это было еще давно, когда меня и на свете не было, папа играл Волка и должен был заглатывать Бабушку. В тот день играла очень толстая Бабушка, уж папа ее глотал-глотал... А потом как схватится за живот слева - ой! Потом справа - ох! Это, видимо, означало, что Бабушке очень тесно в волчьем животе.
А тут еще приходит Красная Шапочка. Ну, сначала она стала расспрашивать про руки, про ноги, но ведь в конце-то концов Волку и ее придется обязательно съесть. А у него уж полон живот Бабушки!
На этом спектакле была моя мама. Тогда она еще училась в школе. И у нее была собака Лайка, которая как раз недавно объелась и чуть не умерла от несварения желудка. И вот мама встала, да как закричит:
- Не ешь Красную Шапочку! Не ешь, живот лопнет!
Папа спрашивает:
- А что же с ней делать?
- Спрячь куда-нибудь, в подвал хотя бы! Куда она денется? А уж потом, когда проголодаешься...
Тут папа схватил Красную Шапочку и запихнул в суфлерскую будку. А мама после спектакля ему букет подарила. Так они и познакомились.
...Диван у нас очень древний. Его маминой бабушке купили как приданое. Тогда надо было иметь разные вещи, если хочешь выйти замуж. Лучше всего - дом, лошадей. Или хотя бы только дом. Ну, не дом, так хоть мебель. Вот бабушке и купили диван. Он был не раскладной, а с высокой спинкой и валиками. И сиденье было у него выпуклым. Начиная от спинки, черная волна сиденья сперва плавно поднималась вверх и потом круто уходила вниз, под ноги.
Сидеть на нем было удобно. А вот лежать - одно мучение. Папа лежал с краю и, чтоб не свалиться, должен был всё время держаться за маму. Им нельзя было ссориться, а то диван обязательно будет сбрасывать папу на пол - и так до тех пор, пока не помирятся.
Однажды папа пришел домой очень расстроенный. Ему не прибавили зарплату, хотя многим прибавили.
- Хватит! - кричал он. - У меня есть руки! Я не могу больше смотреть на все это старье и рванье! Буду работать, чтоб зарабатывать! Купим себе нормальную одежду, шкаф, стол и диван. Я ушел из театра.
А мама сказала, что у нас и так всё нормально. И что ноги ее не будет на новом диване.
Они еще поспорили, и я уснул. Ночью проснулся и подкрался к дивану. Всё в порядке, диван их снова помирил.
- Ты что встал, испугался чего-нибудь? - проснулась мама. - Ты не бойся, с нами папа, чего бояться! Иди ложись.
Папа стал работать шофером. Он приходил поздно и сразу ложился спать. По вечерам, ожидая папу, мы с мамой плавали на диване под черными пиратскими парусами. Мама вязала и была командой. А я был капитаном Флинтом - с черной повязкой на глазу и двумя пистолетами.
Потом папа привез новый диван и четыре стула. А старый достался мне, потому что я давно уже вырос из своей кровати. Новый диван был раскладной, широкий, но мирить он не умел, и потому мама иногда приходила спать ко мне.
Весной папа собрался на Север. Он сказал, что когда вернется, у него будет другая фамилия - Рокфеллер. Это богач такой в Америке. А мороза и ветра папа не боится, потому что три года в армии служил как раз на Баренцевом море.
От папы стали приходить письма, сначала много, а потом - совсем мало. Только одни денежные переводы.
Мама сказала, что папу поцеловала Снежная королева, и сердце его замерзло. Она отвезла меня к тете Лене и поехала папу отмораживать. Через десять дней они вернулись.
Папа был какой-то вялый, неразговорчивый. Мама сказала, что он еще не совсем оттаял, и чтоб я поэтому был с ним поласковей и поменьше задавал вопросов.
Я всё понял. У меня, когда грипп, бывает такое же. Ничего не хочется делать и ни с кем не хочется разговаривать. А потом проходит. И у папы прошло. Он получил северные деньги, а у меня как раз был день рождения. И они с мамой купили мне велосипед "Орленок"! Это такая вещь! Про него сто лет можно рассказывать. Едешь и звенишь от радости!
Папа сперва пошел устраиваться в театр, но театр уехал до октября в Саратов. И тогда папа устроился в магазин, ящики таскать. Это временно, пока театр не приехал. Но в магазине у него сперва не заладилось с рабочими. Он очень уставал и злился на них. А потом пришел с большим синяком и пьяный.
- Ты чего, - говорю, - папа, подрался?
- Ага, - говорит, - с Лешей, мясником, здорово он мне заехал! Как думаешь, пройдет до октября?
- Конечно, пройдет, только пятак приложи, орлом к щеке. За неделю сойдет!
После драки у папы в магазине всё наладилось. Он стал приходить пораньше, приносил мясо, конфеты, колбасу. Только часто был выпивши. Вот мама ему и говорит:
- Уходи из магазина!
А он смеяться стал:
- И чем ты недовольна? Живем как люди, на всё хватает. А хочешь, я тебе шубу куплю?
Мама тут как рассердилась!
- Иди, - говорит, - ты со своей шубой к Снежной королеве! А мы обойдемся!
И вытолкнула его на лестницу. Сама прибежала ко мне и плачет. Я чуть сам не заплакал, так мне ее жалко стало. И папу тоже. Зачем они так? Себе же хуже делают. Как маленькие.
А папа после этого пропал. Мама три дня в милицию звонила. Но милиция не помогла. Тогда мама написала Снежной королеве. Снежная королева ответила, что папа у нее был, но теперь она замужем, поэтому папа уехал с геологами в тундру. Потом пришло письмо от папы. Сперва одно, маленькое, а потом всё больше.
А в октябре папа приехал. Веселый, загорелый, как с юга. Он снова начал работать в театре, и всё стало хорошо.
С тех пор я берегу свой диван. Мне ведь уже скоро десять. А еще через десять лет можно будет жениться. Я даже знаю на ком. Но мы с ней часто ссоримся. А мириться всегда очень трудно и неловко. Поэтому у меня вся надежда на старый диван.
Только она ничего об этом не должна знать.

 

Андрей Шипилов

Магическая коробка

Я сидел в гостиной дома отдыха и любовался из окна чудесным зимним лесом. Изумительная картина! Как было бы здорово нарисовать всё это, а потом показать дома друзьям!
Вдруг чья-то рука легла на мое плечо. Я обернулся и увидел невысокого старичка в огромных очках.
- Сожалеете, что не можете это нарисовать? - спросил он.
- Как вы угадали? - удивился я. - Неужто вы волшебник?
- Волшебник не волшебник, а кое-что могу, - хитро сощурился старичок. - Вот, например, могу вас научить быстро и хорошо рисовать.
- А что для этого нужно?
- Всего-навсего - картонную коробку, - весело ответил старичок.
Я сбегал в свою комнату и принес коробку. - Как раз то, что надо! - сказал старичок, достал ножницы, вырезал у коробки дно и заклеил отверстие тонким листиком полупрозрачной бумаги. Затем шилом проколол в крышке маленькую дырочку.
- Готово! - сказал он, протягивая мне коробку.
- И что же мне с этим делать? - растерялся я.
- Поверните ее дырочкой к окну.
Я повернул и ахнул. На тонком листике бумаги, который старик вклеил вместо дна, я увидел маленькое изображение этого самого окна.
- А еще говорите, что вы не волшебник!
- Никакого волшебства здесь нет, - ответил старичок. - Давным-давно уже люди заметили, что если в коробке сделать отверстие, то изображение любого предмета, на который это отверстие будет наведено, появится на противоположной стороне коробки. По-научному такая коробочка называется камера-обскура.
Я тотчас навел коробку на лампочку под потолком. И, - о чудо! - на листке бумаги появилось маленькое изображение точь-в-точь такой же лампочки.
- Браво! - закричал я и навел камеру на самого старичка. Но на этот раз листок остался чистым.
- Опять вы колдуете? - обиделся я.
- Да не в колдовстве здесь дело, а совсем в другом, - рассмеялся старичок. - Дырочка-то ведь у нас маленькая, значит и света через нее проходит мало. Поэтому в камере-обскуре хороню видно только ярко освещенные предметы.
- Надо сделать дырочку побольше, - догадался я.
- Увы, нет! С большой дырочкой камера-обскура работать не будет. Но если есть увеличительное стекло, то делу можно помочь.
Старик взял у меня коробку, вырезал на месте дырочки большое отверстие и вставил в него увеличительное стекло.
- Попробуйте теперь.
Я навел камеру на старичка, - и на бумаге появилось его яркое изображение.
- Это стекло как бы увеличивает силу света, попадающего в коробку, - объяснил старичок. - Поэтому изображение становится намного ярче.
- А давайте я вас нарисую, - предложил я и стал обводить его изображение карандашом. Но тут старичок пошевелился, и изображение сдвинулось.
- Постарайтесь не двигаться, - попросил я и начал сначала.
Но старичок опять пошевелился, и снова ничего не получилось. Только с пятой или шестой попытки мне удалось обвести изображение старичка.
- Уф, - сказал я, вытирая со лба пот. - А вы еще говорили, что это очень простой способ.
- Конечно, простой, - ответил он. - Ведь вы, совершенно не умея рисовать, сделали, однако, мой портрет. Правда, для этого пришлось попотеть.
- Вот, если бы сделать так, чтобы изображение зарисовывалось само собой, - мечтательно сказал я. - Но это, наверное, невозможно...
- Отчего же невозможно? Такой способ был найден еще сто пятьдесят лет назад французским художником по фамилии Дагер. Он установил, что если вместо полупрозрачной бумаги в камеру-обскуру вставить пластину, сделанную из серебра, то изображение обводить не надо - оно нарисуется само собой. Надо только потом опустить эту пластину в специальный химический раствор. Представляете, как всё стало
просто: садится человек перед камерой - раз! - и изображение готово.
- Но позвольте, - тут же догадался я, - это ведь фотография.
- Совершенно верно! - согласился старик. - Именно фотография! Любой современный фотоаппарат - это всего-навсего камера-обскура, только усовершенствованная. А фотопленка, на которой получается изображение, делается с добавлением того же серебра. Как видите, всё осталось почти так же, как и во времена Дагера.
- Подумать только! - воскликнул я. - Даже не верится, что из коробки с дыркой могло получиться такое великое изобретение, как фотоаппарат.
- Да разве только фотоаппарат?! - засмеялся старик. - Вот, взгляните на телевизор. Изображение, которое мы видим на экране, тоже получается в камере-обскуре, которая установлена на телестудии. Но срисовывает его не карандаш, а специальный электрический луч. А другой такой же луч рисует картину на экране нашего телевизора. Получается передача изображения на расстояние!.. Много полезных дел можно сделать при помощи камеры-обскуры, но есть у нее еще одно очень замечательное свойство.
- Какое? - нетерпеливо спросил я.
- Неужели не догадались? - улыбнулся старичок. - Да ведь это же превосходная игрушка!
- Да, игрушка забавная, - согласился я. - Пожалуй, надо рассказать обо всём этом читателям журнала "Трамвай". Может быть, ребята попробуют сделать камеру-обскуру своими руками?
- Обязательно попробуют, - сказал старик. - Только вы к своему рассказу еще и рисунки приложите, чтобы ребятам было ясно, что к чему.
Мы попрощались со старичком, а после возвращения из дома отдыха я сразу же зашел в редакцию "Трамвая" и принес вот этот рассказ с рисунками.

 

Андрей Усачёв

Когда подует ветер

Этот случай произошёл
с моим другом,
поэтом Петром Синявским

Когда подует ветер,
Под мышку взяв тромбон,
Выходит дядя Петя
Вприпрыжку на балкон.

Ах, как легко и чисто
Становится во лбу,
Когда он выдувает
Мелодию в трубу!

Все мысли выдувает
Он с песенкой простой.
И голова вдруг станет
Воздушной и пустой.

И он, освободившись
От мыслей и забот,
Взлетит,
как шар воздушный,
И в небо поплывет...

И взрослые, и дети
Из нашего двора
Замашут дяде Пете:
-Ни пуха, ни пера!

А он всё выше, выше...
Шумит внизу народ:
-Летит! Глядите!
Ишь, ты!
Куда его несет!?

Кричит ему вдогонку
Из будки постовой:
-Подумай, что за шутки
Над матушкой - Москвой!?

Но знает дядя Петя,
Что все советы - ложь:
Подумаешь об этом -
И сразу упадешь!

Пускай кругом ненастье,
И ураган, и шквал!
Пусть львы, оскалив пасти,
Таятся между скал...

 

 

 

И где-то на границе -
Тревога "01":
ЛЕТАЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ
СИСТЕМЫ ГРАЖДАНИН!

А он над облаками
Взмывает и парит...
И мимо проплывают
Варшава и Мадрид.

Бесстрашный и свободный
Как сокол в небесах,
Летит в своих зеленых
Малиновых трусах.

То ручкою помашет,
То крикнет вдруг: -КУ-КУ!
А мудрецы вздыхают:
"Везет же дураку!"

А он всё дальше кружит,
Без крыльев и руля...
Пока не обнаружит,
Что круглая Земля.

Видны родные крыши.
Свершен над миром круг.
И, кажется, чуть слышен
Его тромбона звук.

Вруг мысль зашевелится:
"А цел ли мой тромбон?"-
И мысль его, как птица,
Опустит на балкон.

А тут звонят со службы.
Жена домой пришла.
Солить капусту нужно.
Дела. Дела. Дела...

И снова дядя Петя
Минуты ждет одной:
Когда подует ветер...
Однажды. В выходной.

 

Большая Башня

Эта неоБЫЧНАЯ история произошла очень давно - в созвездии Черного Пса на пересечении Темного и Светлого путей, что в галактике Зум-Зум. Распад галактики Зум-Зум начался со страшной гибели планеты РАШ-Н-ШАР, которую населяло племя ЧПОКЧМОКЛов. Шел 2222 год от Великого Гниения. когда на планете РАШ-Н-ШАР в результате жестокого голода, возникшего по причине небывалого урожая, все как один ЧПОКЧМОКЛы сошли с ума. Следствием этого явился раскол племени на 2 части. Одна часть племени - ЧПОКи - побрела на Запад, в царство Вечного Светила. Другая часть - ЧМОКЛы - двинулась на Восток, в царство Вечного Несветила. Таким образом, они оказались на противоположных концах. РАШ-Н-ШАРа, начисто позабыв свое прошлое и живя только настоящим.
Настоящее ЧМОКЛов было ужасно. Так как им ничего не светило и ничто их не грело, ЧМОКЛы стали замерзать и вымирать, пока вдруг до самого мудрого и них не дошла Благая Весть. Весть была о том, что племя ЧМОКЛов - избранное и должно пробиться сквозь толщу мрака к Высшему свету, построив Большую Башню, дабы потрясти ею всю галактику Зум-Зум. Все ЧМОКЛы прекрасно понимали, что Большой Башне необходим Большой Базис и поэтому предстоит Большая подготовительная работа по строительству Базиса. И только дети их детей возведут Башню на этом фундаменте. Способ строительства Большого Базиса был Безумно Прост и Чрезвычайно Красив: на поверхности РАШ-Н-ШАРа возводилась Ячейка Базиса. Затем, специальным забойным молотком ее вколачивали в рыхлое тело планеты и строили следующую Ячейку. Поколение за поколение ЧМОКЛы вбивали Ячейку за Ячейкой. Давно уже позабылась идея возведения Большой Башни, силы неутомимых строителей были на исходе, а конца всё не было видно. Тогда потомок мудрейшего из них приказал вбить последнюю Ячейку. С дикими воплями облегчения ЧМОКЛы стукнули по ней забойным молотком… Удар был настолько силен, что вся подземная часть, набирая скорость, стремительно неслась в тартарары, увлекая за собой несчастных ЧМОКЛов.
Настоящее ЧПОКов было прекрасно… Они загорали под лучами ласкового Светила и питались его энергией. В один из обычных солнечных дней поверхность РАШ-Н-ШАРа содрогнулась и вспучилась, образовав Бугор на главной площади поселения. Вокруг него тут же собрались веселые загорелые ЧПОКи. Это было необъяснимое природное явление, принесшее ЧПОКам новый вид развлечений. Они дружно взялись за руки и начали отплясывать ритуальную ламбаду вокруг Бугра. Через некоторое время РАШ-Н-ШАР содрогнулся второй раз и произошло Вторичное вспучивание Бугра., а так же его рост. Радости ЧПОКов не было предела. Каждый последующий день Бугор вырастал на несколько юаней, а РАШ-Н-ШАР оглашался счастливым криками ЧПОКов. По всему поселению завязались оживленные дискуссии, высказывались смелые предположения, заключались пари: на сколько вырастет Бугор за день? У ЧПОКов возник культ поклонения постоянно растущему Бугру, появились сказания, легенды, первые ростки религии, развивались науки и искусства, рос культурный уровень членов племени. И все это - благодаря Чудо-Бугру. В один прекрасный день потомки ЧПОКов увидели, как из божественного Бугра появилось сооружение странной формы. ЧПОКи были потрясены: художники тут же написали картины, посвященные этому событию, поэты сложили вирши, музыканты сочинили кантаты, а сооружение все росло и росло, укрепляя и без того сильную веру во всемогущего Бога. С этого времени начался небывалый расцвет ЧПОКовской цивилизации. Но однажды произошло непоправимое: планета сжалась и напряглась. Через мгновение последовал страшной силы толчок. В атмосфере возникли вихри, воронки и протуберанцы. РАШ-Н-ШАР начал медленно разваливаться на куски. И недр его вырвался столб огня. Божественная Башня, объятая пламенем, оторвалась от поверхности гибнущей планеты и стремительно понеслась в безвоздушное пространство галактики Зум-Зум, увлекая за собой счастливый ЧПОКов. Так снова встретились и уже навсегда соединились Два легендарных племени, оставив после себя лишь 3 догорающих в атмосфере мистические буквы…

 

В мутной африканской реке купались четыре бегемота.
- Уффф! Жарко! - фыркал один.
- А где-то сейчас снежок идет, - вздыхал другой.
- Вот в Антарктиде, там всегда снег, - мечтательно говорил третий.
И тут самый младший бегемот вдруг предложил:
- А давайте махнём в Антарктиду!.. Остальные бегемоты переглянулись:
- Как же мы туда махнём?
- Вплавь! Будем с этими, как их... с пингвинами дружить, в снегу барахтаться, с горок ледяных кататься. А то можем и Южный полюс пересечь. Айда, братцы!..
Бегемоты подумали, подумали и решили - айда! Так начался 
ВЕЛИКИЙ ПЕРЕХОД БЕГЕМОТОВ ЧЕРЕЗ ЮЖНЫЙ ПОЛЮС.
В путь вышли на рассвете. Без приключений добрались до Кейптауна, а потом уж вплавь по Атлантическому океану - до самой Земли Королевы Мод.
Заминка случилась лишь в конце путешествия: бегемоты никак не могли выбраться на скользкий берег, всё время в воду съезжали... Хорошо, им пингвины помогли. Они вообще устроили бегемотам торжественную встречу. Самый Главный Королевский Пингвин с речью выступил:
- Да здравствует нерушимая дружба между бегемотовым и пингвиньим народами! Что желают отважные путешественники?
- Нам бы через Южный полюс перебраться, - сказал младший бегемотик.
- Да поскорее бы, - вставил другой, - а то холодно очень.
- И растительной пищи нет никакой, - заметил третий.
- А в Африке сейчас ужин, бананы дают, - вздохнул четвертый.
Главный Королевский Пингвин кивнул:
- Да-а-а, с растительной пищей у нас пока еще плоховато. Кое-где. Ну, а Южный полюс вон там находится. Топайте прямо на юг, не ошибётесь!
Четыре бегемота бросились было гурьбою на юг, да не тут-то было: они увязали в снегу, толкались, скатывались с ледяных горок... В общем, смех было на таких неуклюжих смотреть!
- Так у нас ничего не получится, - сказал младший бегемотик. - Через Южный полюс надо идти строго по правилам!
И он начертил хвостиком на снегу такой рисунок:
Представим себе, что это - поле Антарктиды, расчерченное на клетки с буквами слова "БЕГЕМОТ". Углы поля окрашены в зеленый, синий, желтый и коричневый цвета. Мы тоже покрасимся в эти цвета (чтобы не перепутаться) и встанем по углам поля, как показано на исходной позиции.
ЦЕЛЬ каждого из нас: как можно быстрее достичь противоположного угла и оказаться на клетке своего же цвета!
ХОДЫ бегемотами делаются по очереди. Для этого бросается игральный кубик и по выпавшей цифре выбирается очередной ход по таблице:
Буквы указывают возможные направления хода (только на соседние клетки), а их количество определяет число шагов в выбранном направлении. Допустим, если на кубике выпала цифра 3, то можно идти ИЛИ по буквам Г на 3 шага, ИЛИ по буквам Б на 2 шага, ИЛИ по букве О на1 шаг. Причем ходить нужно обязательно, даже если это невыгодно! Впрочем, можно возвращаться на исходную клетку (как бы "оставаясь на месте"). Главное только, чтобы все клетки хода были помечены выбранной буквой.
На поле есть еще четыре ГОРКИ (обозначены голубым цветом). Если случайно попасть на склон любой из них и там остановиться, то тогда придется съехать на крайнюю клетку поля (по направлению стрелки). Стоять на горке бегемот НЕ может! Но если на горке не останавливаться, а двигаться дальше, то можно проскочить этот опасный участок и даже подняться вверх по горке! Центральная клетка "Е" - это и есть Южный полюс. Остановившись именно здесь, можно съехать по горке к краю поля в любом выгодном направлении. Умелое использование горок значительно ускоряет движение бегемота к цели.
Наконец, допускается и ТОЛКАНИЕ. Если два бегемота стоят рядом, то один из них может толкнуть другого, но только на соседнюю клетку, - независимо оттого, сколько шагов у него есть в этом направлении. Толкающий бегемот переходит на освободившуюся клетку, а толкаемый занимает соседнюю (если только
не оказывается на горке, откуда он вынужден съехать).
Чтобы окончить нелегкий переход, бегемот должен последним шагом оказаться точно в угловой клетке своего же цвета. Кому это удаётся первым, тот и выиграл переход через Южный полюс.

А теперь внимательно рассмотрим игровые ситуации:
1) Желтому бегемоту выгодно выпадение на кубике любой четной цифры - тогда он может перебраться на вертикаль "М". Особенно желанна цифра 2, что позволяет ему сделать 3 шага по направлению буквы Е, достичь Южного полюса и скатиться оттуда на крайнюю клетку Т. А продвигаться к цели по вертикалям гораздо быстрее, чем по горизонталям! Однако выпадение любой нечетной цифры отбрасывает желтого бегемота назад - на вертикаль "Г".
2) Зеленому бегемоту достаточно выпадение на кубике 5 или 1 - и он займет свой зеленый угол. Цифра 3 для него не столь благоприятна - тогда бегемот "проскочит" угол и остановится на вертикали "Б". Теперь любая четная цифра может вообще увести его на вертикаль "Е". Не так-то просто точно попасть в цель!
3) Наиболее интересная ситуация у синего и коричневого бегемотов. Синий мечтает о цифре 2, чтобы сделать ход по буквам Е на 3 шага и съехать с Южного полюса на клетку Т. Если же у синего выпадет 6, то ему следует выбрать ход по буквам М на 2 шага. Он может сместиться к краю поля, а потом вновь вернуться на исходную клетку. Но гораздо выгоднее одним ходом встать на место коричневого бегемота, вытолкнув того на горку. Он тут же съедет на клетку Т и окажется еще дальше от коричневого угла. Наверное, всем теперь понятно, почему коричневый бегемот мечтает о цифре 4.

- Понятно, понятно! - Закричали вдруг бегемоты, которые от холода тоже стали синими. - Мы даже представили себе, что успешно пересекли Южный полюс и теперь пора возвращаться в теплую Африку.
- Подождите! - воскликнул младший бегемотик. - Я еще не сказал, что самый молниеносный переход можно осуществить всего за 4 хода. Если, конечно, очень-очень повезет с кубиком...
Но его товарищи уже вовсю молотили лапами по Атлантическому океану.
Тогда младший бегемотик обратился к читателям "Трамвая":
- Может, ребята назовут эти цифры и порядок их выпадения, при котором зеленый бегемот добирается до своего угла за 4 хода. Подумайте! Ведь эта игра тем и хороша, что, несмотря на случайности кубика, в ней есть немало простора для мыслей.
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХОВ!
И младший бегемотик тоже поспешил за товарищами в Африку - бананы, наверное, кушать.

 

1

Единица не нужна
для понимания
нашей жизни.
Вовсе.
Она нужна для того,
чтобы сосчитать
нашу жизнь.
Это и погубит её:
познавшие единицу,
познают и сотню.
Первый математик
совершил грех:
он поверг человечество
в одиночество.

2

Трусливое число два…
Два грешных, божеских
ребёнка –
два глаза,
наблюдающих за нервными руками Евы,
срывающей яблоко.
Два года –
полоса жизни –
прибой серебристого моря –
две волны –
отлив.
Два чёрных цветка
на могиле.
Второй,
следящий за первым;
жаркое, идущее поле супа,
предвещающее вино,
гремящее вилками.
Младший брат…
Два Ангела,
изгоняющие двух грешников
из Едема.
Два градуса мороза
и тепла –
одинаково ветренны
и дождливы.
Две трусливые чёрные
фигуры, бегущие
по аллее.
Осеннее,
трусливое число
два.

Наташа Зурабова, 15 лет

ЯЩЕРЁНОК

Сиди ящерёнок на бревне
И горько-горько плачет.
- Скажи, пожалуйста, ты мне,
А что всё это значит?

Печально отвечает он:
«На брёвнышке я грелся,
А рядом тут, со мною вдруг
Мальчишка злой уселся.

За хвостик он меня схватил –
И хвостик оторвался.
На всю оставшуюся жизнь
Я без хвоста остался!

Я неуклюжим и смешным
Кажусь в глазах друзей.
И с каждым днём худею я,
И становлюсь грустней…»

Не плачь, не мучайся, мой друг!
Пройдет лишь двадцать дней,
И хвостик снова отрастет,
И станет он длинней.

И будешь снова ты гулять
По брёвнышкам в лесу,
Хвостом своим вовсю вилять
И лазать на сосну!

Конец

Денис Ларионов, 9 лет, г. Москва

 

Вы когда-нибудь видели сон Макара? Правильно, не видели. Потому что "Сон Макара" можно только прочитать. И даже нужно! Впрочем, как и другие рассказы - "Мороз" и "Слепой музыкант", которые написал

Владимир Галактионович КОРОЛЕНКО

Он родился в 1853 году в семье уездного судьи. Его отец, Галактион Афанасьевич, самым главным в жизни почитал честность и справедливость. Именно эти качества он старался привить своему сыну. Неудивительно поэтому, что Володя вырос человеком добрым и мягким и с детства обрёл религиозную веру - простую и цельную, не разъедаемую сомнением. А еще он был очень любознательным и разносторонним: изучал политическую экономию, статистику, историю, писал лирические стихотворения и даже занимался микроскопом!
Но главным призванием В. Короленко была, конечно же, литература. Свой первый рассказ он написал в 26 лет. Потом появились другие рассказы, повести, статьи, воспоминания... Современники называли Владимира Галактионовича совестью эпохи, рыцарем морали и справедливости, к каждому слову которого прислушивалась читающая Россия. Считалось даже, что если бы в России пришлось избирать президента, то Короленко был бы лучшей кандидатурой.
Главная книга писателя - "История моего современника". Сегодня вы прочитаете из нее несколько воспоминаний, что оставила в душе маленького Володи СТРАНА ДАЛЕКОГО ДЕТСТВА.

 

Сказка об изгнании Ё, 
или о том, как один глаз превратился в семь точек зрения

Так вот... Как только ГЛАЗ выбрался во Второй Круг, первый круг тут же лопнул и исчез. Откуда-то из темноты заструились звуки волшебной музыки. Они подхватили ГЛАЗ и увлекли в центр круга - прямо в Оркестровую Яму. В Оркестровой Яме ГЛАЗ не увидел ни музыкантов, ни музыкальных инструментов. Вместо них мерцали, копошились и вибрировали острые, тупые и прямые углы. Их было видимо-невидимо! Среди них попадались мохнатые и гладкие, гибкие и жИОсткие, чИОткие и мутные, плотные и прозрачные, сплошные и прерывистые, мягкие и чИОрствые, низкие и высокие, громкие и тихие, чИОрные, белые, цветные и многие другие.
В зависимости от настроя, острые углы меняли свою остроту, а тупые - тупизну. За счИОт этого изменялись тембр, ритм и частота звука. Прямые углы же ничего не меняли, занимая постоянную прямоугольно-перпендикулярную позицию и играя только от ДО до ДО. ВсИО это и составляло Большой Оркестр Второго Круга. Большой Оркестр, в свою очередь, делился на маленькие оркестрики: деревянно-духовой, стеклянно-струнный, оловянно-ударный, резиново-щипковый и цементно-клавишный. На переднем плане СКРИП-пели первые и последние СКРИПки. Рядом обменивались модной музыкальной темой кларНЕТ и кларДА. Позади них контраБАСЫ спорили с конраБУБНАМИ. Огонь и Вода в едином порыве впадали в Медные Трубы. Издали доносились звуки тарелок, вилок, ложек и ножей, вклиниваясь в партию литавров, мавров и кентавров. То здесь, то там посТУКивали ТУК-ТУКи, ТАМ-ТАМы и ТУТ-ТУТы.
Над всем этим торжественно звонили колокола, колокольчики, васильки, одуванчики, кора дуба, пустырник и зверобой, мать-и-мачеха, Иван-да-Марья... Шумела Тимофей-трава. ВсИО смешалось в Круге Втором- каждый уГОЛ играл свою тему без царя в ГОЛове, а точнее без дирижИОра во ГЛАве уГЛА. Эта какоФОНИЯ раздражала ГЛАЗ. Радовал только прямой угол - образец гармонии и постоянства. Как заправский дирижИОр, ГЛАЗ приступил к созданию Нового Оркестра, играющего одну общую тему на основе прямого и откровенного звука. В первую очередь ГЛАЗ разделил круг на 2 части - чИОрную и белую. Затем он начал выпрямлять острые и тупые звуки-углы. Многие углы сопротивлялись и ломались - ГЛАЗ выбрасывал их в левую, чИОрную половину круга. Те, что поддавались исправлению, равномерно распределялись в правой, белой половине. И вот, наконец, когда все углы были выпрямлены, выглажены и отутюжены, музыка вдруг кончилась... Вместе с музыкой кончился и второй Круг. И был вечер, и было утро: День Вторый.

ДОМ-ЗАД-1
до) РЕцепт суфлёра для МИ-ма-ЖОРа: Приготовь 100 катто ФА, пару фраз ЛЯ-ЛЯ и 3 стокатто СИ.
Полей каплей мейстера. Добавь хорошо темперированный гарнир и СОЛЬ по вкусу. МОНО употреблять!
ре) "На дереве висели фиги Баха". В чём ошибочность этого утверждения?
ми) Сколько палочек надо наломать чтобы стать дирижёром?
фа) Плоха та балалайка, которая не стремится стать банджо! Не правда ли?
соль) Могут ли 2 маленьких дирижёра руководить одним Большим Оркестром?
ля) Возьми самую верхнюю ЛЯ и держи её пока не подрастёшь! си) Разрежь музыку, посмотри что у неё внутри и нарисуй увиденное.
до) Нарисуй фантастическое УХО в Оркестровой Яме.

ДОМ-ЗАД-2
1) Легко ли посетить Кремль через Спасскую Башню?..
2) Измерь угол наклона Башни из Пизы.
3) Что общего у Бассейна "Москва" и Башни из Вавилона?
4) Нарисуй Башню, устремленную вниз.
5) Нарисуй портрет ЧПОКа.
6) Нарисуй портрет ЧМОКЛа.
7) Какие буквы догорали в атмосфере РАШ-Н-ШАРа?
Продолжение следует.

 

Алексей Зайцев

ЖУТКАЯ ВСТРЕЧА

Я думал: ног не унесу,
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы…

(Гусеница)

КТО ЖЕ ЭТО?

Некрасивый он, пожалуй…
Вместо носа – шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал.

(Слон)

ШТУКА

Что за штука
Есть у турка?

(Есть у турка
Штукатурка)

Р.S. Да, чуть не забыли! Надо же сообщить
ОТГАДКИ НА НАШИ ЗАГАДКИ

1.Итоги конкурса "Кто больше "Ё"" (№ 1 за 1990 Год). 
Писем с буквой "Ё" пришло не так много. Поэтому буква "Ё" будет только в слове "всё", чтобы отличать его от слова все". Другие же слова - за редкими исключениями - печатаются, как и прежде, без "Ё".
2. На первой обложке "Трамвая" № 2 написано: "Используй зеркало". 
С помощью зеркала можно прочесть на спине Дракона лозунг "Слава труду!".
4. В "Трамвае" № З Цифра Три, 
заказывала Художнику пять рисунков: сТРИжа, акТРИсу, ТРитона, учебник ТРИгономеТРИи, ТРИлистник. Как вы уже догадались, во всех этих словах есть название цифры - "ТРИ".
5. В том же № 3 ходом шахматного коня 
можно прочесть отрывок из стихотворения Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
6. В № 4 паровоз на первой обложке мчится вперед, а паровоз на второй обложке - назад. 
Об этом нетрудно догадаться, если вспомнить, что паровозный дым отклоняется в противоположную сторону от движения.

 

Антарктическая сказка

Жил в Антарктиде маленький пингвин по имени Гвин-Пинг. И вот однажды он решил пойти в школу. Оделся потеплее и вышел из тёплого гнёздышка. Шёл он, шёл и дошёл до моря. Увидел указатель с двумя стрелками: "к магазину" и "к морю". Но поскольку он не умел читать, то пошёл в противоположную от школы сторону.
Пришёл он в магазин, сел в пустую кассу и начал считать. 125 пингвинов он обсчитал, потому что и считать-то не умел. Из-за него магазин получил 125 выговоров, и даже одного продавца уволили.
Когда он спросил у взрослых, куда ему идти, его привели в школу. И стал он туда ходить каждый день.
Но всё равно был двоечником.

Аня Суханова, г. Москва


Как пингвин морозным воздухом дышал

Жил-был в Антарктиде один пингвин. И звали его Пин Гвин. Решил он однажды морозным воздухом подышать. Оделся потеплее и пошел. Да только поскользнулся на льду - и кубарем в снег скатился! Завяз в сугробе вниз головой. Был Пин Гвин, а стал Гвин Пин. Что делать?
А тут как раз шел мимо Ледокол (на 35 колесиках). Он сначала ничего не заметил, а потом пригляделся и говорит:
- Здравствуйте, неизвестное животное! Как вас зовут?
- Теперь меня зовут Гвин Пин, - ответил пингвин из сугроба. - Я вышел морозным воздухом подышать и поскользнулся. Большая у меня беда.
- Ну, это не беда, - сказал Ледокол. - Я сейчас сплаваю в Москву и позову Экскаватор на 35 коньках. Он поможет.
Вскоре прибыл Экскаватор и выкопал пингвина из сугроба. Был Гвин Пин, а стал снова Пин Гвин.
Вот теперь всё на своих местах.

Лена Тимошина, 8 лет, г.Переславлъ-Залесский

 

Сегрей Седов

Про лягушку Пипу

Медведь

Однажды лягушка Пипа гуляла в лесу и повстречала охотника.
- Давайте познакомимся! - сказала Пипа. - Я - Медведь, а вы кто?
- А я медвежатник! - закричал охотник и как стрельнет в Пипу из своей двустволки. Он был настоящий медвежатник и убил бы Пипу наповал, если бы она была большая, как медведь. Но она была маленькая - вот он и промахнулся. Хотел еще раз стрельнуть, а Пипа как закричит:
- Я не медведь, не медведь! Я лягушка, лягушка!!!
- Ах, ты, обманщица! - возмутился охотник. - Я на тебя целый патрон истратил, а ты, оказывается, не медведь!
Размахнулся он со всей силы, чтобы стукнуть Пипу прикладом по голове. Но опять промахнулся. А потом еще три часа гонялся за ней по болотам, пока сам не завяз.
Больше Пипа никогда медведем не прикидывалась, потому что это очень опасно.

Подводная лодка

Был в генеральном штабе один адмирал. Он заведывал подводными лодками.
Вот прискакала к нему лягушка Пипа и говорит:
- Между прочим, я - подводная лодка. Американская и очень секретная!
- Подумаешь! - говорит адмирал. - У нас тоже секретные подводные лодки имеются, не хуже американских!
- А вот и хуже!
- А вот и не хуже!
- А умеют ваши лодки квакать?
- Нет, - отвечает адмирал, - квакать не умеют.
- А я - пожалуйста: ква! ква!.. А еще умеют ваши лодки по земле скакать?
- Нет, наши лодки только в воде плавают.
- А я запросто! - И как поскачет Пипа! Прямо по генеральному штабу.
- Открывайте двери, - кричит, - мне в Америку пора!
Скок, скок - только ее и видели... А наш адмирал расстроился:
- Эх, - говорит, - обскакали нас американские инженеры. Опередили в техническом прогрессе.
Заплакал с горя и ушел на пенсию.

 

ПАПА ПИШЕТ ПИСЬМО

Папа сидел за столом и писал письмо тете Дусе. Стол был раздвижной, из двух половинок. Только папа написал: "Дорогая Дуся, здр...", - как его ручка попала в щель между двумя половинками стола. и письмо прорвалось. На месте неоконченного слова "здр" оказалась самая настоящая дырка.
Папа взял новый листок бумаги и снова написал: "Дорогая Дуся, здр..." Др-р-рык! - дрыкнула ручка и снова застряла в щели.
- Это не письменный стол, - сказал папа, - а стол для делания дырок в письмах. Очень удобно, быстро и надежно!
Потом он лег на пол и стал там писать письмо. Но в полу между досками тоже были щели. "Дорогая Дуся, - писал папа, - здр…" Дррык! - дрыкнула ручка и снова проделала дырку.
Папа совсем загрустил и сидел на полу в полной растерянности.
- Не расстраивайся, - сказал я ему. - Хочешь, пиши на моей спине. Она гладкая и мускулистая.
Папа потрогал мою спину, сказал "Ого!" и начал писать на моей спине.
"Дорогая Дуся! - писал папа, - У нас дома полным-полно дырок. Поэтому все мои "здравствуй", предназначенные тебе, провалились неизвестно куда. Теперь я пишу на гладкой и мускулистой спине моего любимого сына, но боюсь утомить его. К тому же ему очень щекотно. Поэтому письмо будет очень коротким. Возвращаю по назначению все провалившиеся "здравствуй" тебе: Здравствуй, Дуся, здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй, здравствуй!.. До свидания, Дуся".
Скоро пришел ответ от тети Дуси. Она признавалась, что никогда в жизни не получала такого замечательного письма с таким огромным количеством пожеланий здравствовать. Теперь она чувствует себя замечательно, здравствует без конца и посылает нам с папой миллион воздушных поцелуев: "Чмок, чмок, чмок, чмок, чмок, чмок, чмок, чмок!.."

Олег Кургузов

 

Почтовый ящик "Трамвая"

Многие из вас уже ходят в школу, а кто-то только готовится к учебе - всё это очень нужные и непростые дела. Ну, а кроме учебы, есть ли у вас СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО? - спрашивали мы у читателей в прошлом году. На этот вопрос "Трамвай" получил множество ответов. Вот лишь некоторые из них:

"Мое увлечение - музыка, а Серьезное дело - это астрономия. Я учусь в 8-м классе, астрономию изучают в 10-м. Но я уже достала книги по астрономии, сейчас изучаю их, решаю задачи. И вам предлагаю понаблюдать за звездами, и поделиться со мной своими наблюдениями". Ира Струкова, 0055 г. Караганда, ул. Н. Абдирова, 24/4, кв. 22.

"Хожу в кружок "Картинг", собираю металлолом, вместе со своим классом езжу на свеклу.
Всё это - серьезные дела". Тимофей Ермак, Челябинская обл.

"У нас в стране и зарубежом живет много больных, беспомощных людей, инвалидов. Помогать им - самое первое дело. Что вы думаете об этом, ребята? Напишите мне: 3080, г. Дивногорск Красноярского края, ул. Машиностроителей, д. 17, кв. 52, Оля Сбруева."

"Каждый год летом у дедушки на огороде с мамой сажаем помидоры. 
А потом соревнуемся: у кого помидоры будут крупнее, быстрее покраснеют. 
Иногда мне удается выйти вперед. Предлагаю всем посоревноваться в этом деле". 
Ваня Данилов, Ивановская обл.

"Мы две подруги - Маша и Катя. Летом Маша работала на ферме, помогала выращивать телят, убираться и разносить корм коровам. А я помогала на юге собирать урожай вишни, черешни, персиков". Катя Голенкова и Маша Баканова, г. Москва.

"Дома у меня живут собака, попугай, крыса. Предлагаю всем завести животных, 
следить за жизнью и обмениваться впечатлениями". 
Ира Кротенок, 10 лет; 394018, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 18, кв. 4.

"Хожу в кружок "Юный зоолог". Там мы наблюдаем за животными, изучаем их. Дома у меня - собака Фрет породы "пинчер" и кот Сима (беспородный). Я их фотографирую, у меня уже в альбоме 9 фотографий. Читаю книги о животных и делаю выписки из них, собираю вырезки из журнала "Юный натуралист". Катя Обухован, г. Киров.

"Охрана природы - это дело, которому мы решили посвятить свою жизнь.
Сейчас мы делаем скворечники, кормушки, сажаем деревья, лечим их. 
Когда подрастем - будем делать более сложную работу. Мечтаем вступить 
в международную организацию "Гринпис" ("Зеленый мир"), поэтому хотим найти друзей 
с такими же интересами. Ученики 4-го класса Андрей Шелепов и Олег Пахомов. 
Пишите нам по адресу: 692810, Приморский край, 
г. Шкотово-22, пр. Ленина, д. 37, кв. 12, О. Пахомову."

Письмо Олега и Андрея наверняка привлечет внимание тех ребят, которые приняли участие в расследовании под кодовым названием "НЕ ХОТИМ ДЫШАТЬ ПЫЛЬЮ". Помните, мы вместе с вами начали это расследование еще в прошлом году? Надо было узнать, откуда появляются пыль, копоть, грязь, и подумать, как защитить Землю, Небо и нас самих от всего этого. Сегодня мы знакомим вас с результатами расследования.

"Я живу в поселке Новые Кайдаки, - пишет Наташа Кононенко из Днепропетровска. - Вокруг нас дымят заводы: завод Петровского, шлакоблочный завод. И еще завод Ленина. Когда мы утром идем в школу, вся земля покрыта блестками, а если выливают плавку - запах от этого завода невыносимый."
"У нас близко завод, - сообщает Роман Сидоров (9 лет, г. Москва) - Если посмотреть через линзу на окно, то оно в темных точках копоти..."
Эти ребята считают, что необходимо ставить фильтры, газо- и пылеуловители на дымящие заводские трубы и даже на выхлопные трубы автомобилей. С ними согласны наши читатели: Слава Деменко (10 лет, г. Москва), Дима Черноусов (11 лет, г. Владикавказ), Наташа Обухова (Свердловская обл.).
Чертеж газоочистителя для автомобилей прислал в редакцию и шестилетний москвич Миша Руденко. А Максим Лысаков из Брянска даже нашел применение для пыли, которая будет скапливаться в пылеуловителях: "Пылью можно набивать плюшевые игрушки", - подсказывает он.
Толковый совет дает Вика Честнюк (10 лет, г. Южноукраинск): "Надо сажать много деревьев". Красиво, но трудновыполнимо предложение Ани Макаровой из Ижевска:
"Чтобы не было пыли, надо мыть улицы шампунем, а небо можно побрызгать одеколоном из космоса". А киевлянин Ром Дрожанскии выражается: "Запретить деятельность экологически вредных предприятий".
Но как же их запретишь? Ведь тогда мы с вами останемся без бумаги, без резиновых сапог, без пластмассовых расчесок. Потому что эти и многие другие необходимые в быту предметы выпускаются на "вредных" предприятиях.
Может быть: всё-таки постараться сделать так, чтобы они и нужные вещи выпускали, и природу не убивали? Недаром ведь многие наши читатели предлагают применять очистные сооружения. Но давайте сначала прислушаемся к тому, что пишет Наташа Холмова (12 лет, г. Мурманск): "Я думаю, что взрослым, которые руководят "вредными " предприятиями, или денег жаль на очистные сооружения, или им всё равно, какое у нас здоровье".
Неужели есть такие бессовестные взрослые, которые заставляют нас дышать пылью? Судя по вашим письмам, есть. Тогда пусть им станет хоть чуточку стыдно! Ведь кое-кому из вас бывает стыдно, когда его грязные руки награждают прозвищем "Грязнуля"?.. Вот и мы с вами наградим некоторых бессовестных взрослых - руководителей вредных предприятий - прозвищем "Загрязнитель воздуха, воды и земли".
Для этого: 1) узнайте адрес и фамилию руководителя самого дымного предприятия вашего района; 2) вырежьте удостоверение "Загрязнителя" и впишите туда эти сведения; 3) положите удостоверения в конверт и отправьте по почте.

 

- Вот немного отдохну и опять чихать... то есть, читать начну! - протрубил

Слон-Любящий-Отвечать-На…

и потянулся хоботом к форточке. Подышав свежим воздухом, он вновь плюхнулся в... шуршащее море ваших писем. Барахтаясь среди конвертов и открыток, СЛОН терпеливо выуживал оттуда письма с ответами самыми-самыми лучшими.
- Порадовали меня ребята: много смешных, загадочных и даже изобретательных ответов, - заметил СЛОН. - Но и скучных тоже хватает. Только - чур! - о них сегодня ни слова. Ведь сейчас я объявлю имена победителей во втором туре конкурса. Внимание!

1. Как нарисовать невидимку?
Звания "Кавалера ТРЕХ слоников" удостоен 
Фёдор ПАВЛОВ (г. Ленинград) за ответ: "Невидимка рисуется вилами на воде".
"Кавалера ДВУХ слоников " - 
Маша МИТРОПОЛЬСКАЯ (11 лет, г. Москва) за ответ: "Надо посадить Невидимку в Зазеркалье, где всё наоборот. Тогда он станет видимым и нарисовать его будет очень легко".
"Кавалера ОДНОГО слоника"- 
Олег ЗАЙЧЕНКО (11 лет, Гомельская обл.) за ответ: "Нужно прижать его к свежевыкрашенной стенке и срисовать отпечаток".

2. Кто придумал неприятности?
Звания "Кавалера ТРЕХ слоников" удостоена 
Лена ПРО-ВОЛОВСКАЯ (9 лет, г. Киев) за ответ: "Неприятности придумал смех, чтоб не лопнуть от смеха".
"Кавалера ДВУХ слоников" - 
Даша ОЛЕЙНИК (5 лет, г. Черкассы) за самый лаконичный ответ: "Не я".
"Кавалера ОДНОГО слоника" - 
Юра ШИЯН (9 лет, г. Энергодар) за мудрое определение: "Неприятности - это те же самые радости, только у них плохое настроение".

3. Из чего сделан учитель?
Звания "Кавалера ТРЕХ слоников" удостоена 
Таня ВЕНЕР (10 лет, г. Брянск) за ответ: "Учитель сделан из обломков детской фантазии".
"Кавалера ДВУХ слоников" - 
Саша РЫСЬКОВА (г. Ленинград) за ответ: "Из учителёнка".
"Кавалера ОДНОГО слоника" - 
Илья ОВЧАРОВ (8 лет, г. Львов) за ответ: "Хороший учитель сделан из маленького ребёнка и больших знаний".

- Ответы на последний вопрос меня подчас очень удивляли, - сказал СЛОН. - Некоторые ребята, наверное, забыли, что я бесстрашный СЛОН, и вздумали поэтому меня пугать. Представляете, они писали, что учителя сделаны из гранита, из железа, из драчунов и ворчунов! Может быть, этим деткам не повезло с умными и добрыми учителями? Жалко их... - СЛОН чуть было не растрогался до слез, но вовремя вспомнил, что его ждут новые письма. А в них - ответы на вопросы уже объявленного 3-го тура нашего конкурса. Для забывчивых напоминаем эти вопросы:

1. ПОЧЕМУ У КОЛОБКА ГОЛОВА НЕ КРУЖИТСЯ?
Юля ШИНКАРЕНКО, г.Днепропетровск.
2. ОТЧЕГО ВОЛОСЫ ВСТАЮТ ДЫБОМ?
Ира ВЕСЕЛОВА, 11 лет, г. Тихвин.
3. ПОЧЕМУ СОЛНЦЕ ОПУСКАЕТСЯ В МОРЕ И НЕ ШИПИТ?
Света МАКАРЕНКОВА, г. Смоленск.

- Дерзайте, фантазеры! - сказал СЛОН. - И, пожалуйста, присылайте ответы ТОЛЬКО НА ОТКРЫТКАХ. До встречи в "Трамвае"!

 

Содержание журнала - 1990 - 1991 - 1993 - 1994 - 1995     По авторам     Избранное

Карта сайта         О проекте         Ссылки         Гостевая